ООО Компания ИН ЧАЙ
Телефон: (095) 938-9356, 938-9357

О.Д.Чантурия

Великая чайная держава на пороге XXI века
 
 
Сегодня чай выращивают в 37 государствах мира, а потребляют этот напиток народы всей планеты ≈ великая чайная держава объединяет сотни миллионов почитателей и не имеет границ. Но на кануне нового тысячелетия мировое чайное хозяйство переживает самый трудный период своего развития. Об этом статья ведущего специалиста чайной отрасли России Отари Давидовича Чантурия.Представляем автора
О.Д. Чантурия ≈ инженер√технолог по специальности "технология чая и субтропических культур". (Институт сельского хозяйства г. Тбилиси.) Работал на чайных фабриках Грузии, во ВНИИ чайной промышленности, руководил отделом, а затем был главным инженером в управлении чайной промышленности Минпищепрома СССР, возглавлял отдел по переработки чайного листа Госагропрома СССР. В последнее время ≈ Президент "Международного дома чая". Кандидат технических наук. 
Уходящий век в целом для чайной отрасли, был благоприятнее, чем все предыдущие периоды ее развития. Ценные пищевкусовые, целебные свойства и профилактическое действие чая, открытые учеными мира в текущем столетии, превратили его из национального китайского напитка в продукт мирового производства, торговли и потребления. Достаточно сказать, что в 1996 году во всем мире его произведено, по данным FАО, 2,7 млн. тонн. Тогда как в 1970 году производство не превышало 1,5 млн. тонн. Рост составил 76 процентов. К 2000 году число почитателей чая, по оценке экспертов, может приблизиться к 2,3 миллиарда человек. С удовлетворением можно сказать, что чай был наиболее популярным, напитком уходящего века. 
В месте с тем, следует отметить, что отношение потребителей к чаю не всегда было одинаковым. В зависимости от социально-экономической ситуации, интерес потребителей то возрастал, то падал. Последний чайный бум в уходящем веке продолжался до начала шестидесятых годов, после чего в некоторых странах наступило небольшое снижение. Многие зарубежные чайные кампании тогда пришли к выводу, что причиной спада потребления чая являются прохладительные газированные напитки. Именно в это время по Европе и другим странам начинают свое победное шествие "Кока-Кола" и "Пепси-Кола". 
Кстати, в состав всевозможных "кол" входит натуральный кофеин, полученный из вторичных материалов чая и кофе. А ведь именно благодаря содержанию кофеина, обладающего стимулирующим свойством, чай и кофе стали любимыми напитками народов земного шара. Преимущество в последние годы явно складывается в пользу прохладительных напитков за счет маркетинговой политики крупнейших западных фирм. 
По данным представителей чайной промышленности и торговых фирм Западной Европы, в этих регионах наступает кризис потребления чая. Спрос на сложившихся рынках падает по мере того, как его традиционные потребители стареют, а молодое поколение, вступающее в период "активного питья", отдает предпочтение бесчисленным напиткам новой волны. 
Кумиры современного молодого поколения Майкл Джексон, Мадонна, Пеле и другие пьют "Пепси-Колу" и кофе. Спонсороми концерта Ванессы Мэй в Москве выступили известные кофейные компании. Ни один напиток в мире не имеет такой мощной рекламной поддержки как "Кока-Кола" 
Реклама чая в мире намного скромнее, несмотря на то, что прибыли чайных компаний достаточно велики. Попытки отечественных чайных компаний рекламировать чай как напиток на общем фоне низкокачественной продукции не дает нужного 
эффекта. 
Напитки в жизни людей играют великую роль. Они могут приносить человеку либо большой вред, либо неоценимую пользу, и поэтому знать и разбираться в них и делать правильный выбор крайне важно. Рекомендуемая Институтом питания АМН Российской Федерации норма воды для взрослого человека составляет 2-2,5 литра. Часть жидкости организм получает вместе с продуктами питания ≈ хлебом, овощами, фруктами и др. А один-полтора литра ≈ это напитки: чай, кофе, какао, минеральные и прохладительные напитки, различные соки и т.д. В это количество стремятся попасть свыше тысячи наименований напитков, как горячих, так и холодных. Борьба за симпатии потребителей в ХХ1 веке будет очень острая. Резко возрастет роль рекламы и пропаганды полезных свойств напитков. Сейчас люди стали более придирчиво относится к своему рациону питания и подходят к нему с медицинской точки зрения. Благодаря содержанию весьма полезных компонентов чай среди других напитков выгодно выделяется. Надо этим "козырем" пользоваться более активно, чем в настоящее время. 
Когда для поднятия престижа своего продукта производители чая занялись его активной рекламой и она не дала ощутимых результатов, впервые был сделан вывод о том, что мировой сбор чайного листа (т.е. производство) растет быстрее спроса. 
РЫНОК РОССИИ:
спад спроса и снижение производства.
В истории отечественного чая не было легких периодов, но нынешний ≈ самый сложный и самый ответственный. 
В начале уходящего века среди стран, потребляющих чай, Россия занимала второе место в мире. Среднегодовой ввоз чая в страну в 1901-1910 гг. составлял 69,555 тонн. В 1913 году в Россию было ввезено 75,807 тонн чая. 
В первые годы советской власти, когда страна была отрезана от внешнего рынка, значительно сократилось производство чая и почти полностью прекратился импорт. 
1917 ≈ 52301 тонн; 1918 ≈ 9640 тонн; 1919 ≈ 13 тонн; 1920 ≈ 28 тонн; 1921 ≈ 629 тонн; 1922 ≈ 924 тонн. 
Постепенное восстановление народного хозяйства и нормализация жизни в стране дали возможность вновь возобновить закупки чая на внешнем рынке, в результате чего выработка готовой продукции достигла в 1928 году 15946 тонн. 
В дальнейшем в результате больших успехов отечественной сырьевой базы (в основном Грузии) значительно возросла выработка готовой продукции чая, составившая в предвоенном 1940 году 24 545 тонн. 
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на резкое сокращение импорта чая, чайная промышленность сумела, в основном за счет ресурсов отечественного сырья, обеспечить Советскую Армию и население страны чаем. 
Рост производства готовой продукции чая за 1940-1965 года характеризуется следующими, ниже приведенными данными: 

1940 ≈ 24545 т.; 1945 ≈ 17432 т.; 1950 ≈26376 т.; 
1955 ≈ 42290 т.; 1958 ≈ 57973 т.; 1966 ≈ 88228 т. 

Особо высокими темпами развивалась чайная промышленность в России в период 1966-1986 гг., а последующие годы его производство на отечественных предприятиях значительно уменьшилось (граф. G1.eps). 

Потребление чая в граммах на душу населения по России за последние годы характеризуется следующими данными (граф. G11.eps): 

Объемы продаж чая в России 1990-1997 гг. характеризуются следующими данными в тыс. тонн. (граф. G2.eps): 

в 1996 году объем продажи чая уменьшился до 185 тыс. тонн; 
в 1997 году он упал до 95 тыс. тонн, или на 20 и на 60 процентов соответственно. 
В 1986 году на отечественных фабриках расфасовано свыше 79 тыс. тонн чая. Объем его производства в 1997 году составил лишь 16 тыс. тонн. Спад ≈ 80 процентов. 
В 1987 году по уровню потребления на одного жителя России приходилось 1125 гр. чая. В 1995 году этот показатель снизился до 800 гр., а в 1997 году ≈ до 600 гр., что соответственно на 29 и 45 процентов. 
Нынешняя потребность российского чайного рынка, по мнению большинства экспертов, оценивается объемом в 147-150 тыс. тонн. "Гуляют" и более высокие цифры. Кстати, отсутствие более или менее точных данных ≈ беда отрасли! Слишком большой разброс мешает правильному прогнозированию и принятию решений. 
Причины, повлиявшие на спад потребления чая, более серьезные и глубокие, чем когда-либо раньше. Спад совпал с теми изменениями, которые произошли в период распада СССР и перехода к рыночным отношениям. Отмена системы государственных закупок сырья, отсутствие оборотных средств в нужном объеме привело к тому, что большинство фабрик до сих пор работает не с полной загрузкой или вовсе простаивает. Недостаток квалифицированных специалистов, в первую очередь титестеров, лаборантов-химиков, привело к резкому снижению качества чая, ввозимого в Россию. Потребитель просто растерялся от такого количества низкосортного чая. 
Кроме того, за пределами России осталась основная научно-производственная база чайной отрасли бывшего СССР ≈ Всесоюзное научно-производственное объединение по чаю, субтропическим культурам и чайной промышленности, единственный научный центр, в котором разрабатывалась вся нормативно-техническая документация на чай. 
Положение усугубляется и кризисом, который в настоящее время бушует в России. Чайная отрасль, как и многие другие, столкнулась с такими препятствиями, как инфляция, постоянные изменения законодательной базы, особенно в налоговой сфере. Приведенные данные ясно показывают, на сколько сильно пострадало производство чая от нынешнего кризиса. Работников отрасли не может не волновать сложившаяся ситуация на чайном рынке. Выход из нынешнего кризиса в одиночку ≈ не под силу ни одной чайной компании. Сегодня, как никогда, они нуждаются в помощи со стороны государства. Этого требуют не только сохранение здоровья нации, традиции народа, но и продовольственная безопасность страны. 
Чай для России ≈ социально значимый, стратегический продукт. 
Нельзя не заметить, что отрасль за прошедший период не один раз попадала в трудные ситуации, но всегда находила пути их преодоления. Нынешние чайные проблемы России не являются только российскими. Они сегодня самым тесным образом связаны с проблемами мирового чайного хозяйства. 

ЧАЙ УСТАЛ
Качество ≈ первый показатель рынка. Есть качество, есть спрос, есть потребление, есть производство, есть рынок. К сожалению за последние годы мы стали замечать, что с чаем что-то происходит: вкус другой, аромат не тот, да и по внешнему виду чаи стали хуже ≈ неоднородные. Особенно это относится к тому, что продается на российском рынке. Чай, которым сегодня торгуют российские магазины, не только не интересует молодое поколение, но и разочаровывает его старых поклонников, которые справедливо считают: чем пить плохой чай ≈ лучше его вообще не пить! 
Проблема качества чая актуальна не только для российского чайного рынка. Приходится констатировать, что в настоящее время во всем мире наблюдается тенденция глобального изменения качества чая. 
Соблюдая объективность, нужно сказать, что не о каждом чае здесь идет речь. К сожалению, за последние годы рост производства чая в некоторых чаепроизводящих странах мира, на мой взгляд, происходит за счет увеличения выработки средних и нижесредних сортов чая. Хороший чай всегда в дефиците! В этом заключается еще одна причина спада интереса потребителей к чаю. 
За последние годы на мировом рынке чая чаще стала появляться информация об ослаблении спроса на чай. Не так давно проведенные исследования чайного рынка Англии показали, что начиная с 1980 по 1996 год потребление чая неуклонно снижается. И здесь основной причиной снижения спроса на чай исследователи считают увеличение в этой стране потребления безалкогольных и алкогольных напитков. 
Как известно, Англия издавна считается самой чайной державой мира. По любви к чаю англичане по сей день занимают первое место в мире. Англия и сейчас считается законодательницей в чайном мире, чайным "барометром". Поэтому все, что происходит в чайном мире этого государства, заслуживает пристального внимания. А тенденция, которая сегодня там наблюдается на чайном рынке, весьма неприятна, и это очень плохой симптом. 

Уровень потребления чая в некоторых зарубежных странах. (В граммах на душу населения). 
Англия ≈ близок к 2530 гр. 
Турция ≈ 2240 гр. 
Япония ≈ 776 гр. 
Шри√Ланка ≈ 1371 гр. 
Индия ≈ 630 гр. 
США ≈ 340 гр. 
Почему же к исходу века любимый напиток миллионов изменил и внешний вид, и вкус, и аромат? Это вызвано небывалым ростом объемов производства без существенных увеличений площадей под чайные плантации и внедрением новой технологии и оборудования производства чая типа СТС. 
Так, например, в Индии общее увеличение объемов производства за период 1951-1997 гг. составляет 185 процентов. По северной Индии оно составляет 160 процентов, а по южной ≈ 296 процентов. В то же время площадь плантации за этот период увеличилась всего лишь на 30 процентов (граф.G3.eps). 

Аналогичная картина наблюдается и в Шри-Ланке. В 1997 году общая площадь чайных плантаций по сравнению с 1980 годом сократилась с 244.715 Га до 188.309 Га., или на 23 процентов. А производство чая за этот период возросло с 191 тыс. тонн до 258 тыс. тонн, т.е. рост составил 67 тыс. тонн или 35 процентов (граф. G4.eps) 

Аналогичная картина в той или иной степени наблюдается и в других чаепроизводящих странах мира. 

Подобные успехи, как выше отмечалось, объясняются достижениями науки в области агротехники возделывания чайных плантаций и внедрением новых технологий. Сегодня никто не может сомневаться в успехах достигнутых старейшими научно-исследовательскими институтами и центрами исследования чая Индии, Шри-Ланки и Грузии, внесшими огромный вклад в дело развития чаеводства, не только у себя на родине , но и в мировом масштабе. (Кстати , производство чая в этих странах стали осваивать почти одновременно : в Индии ≈ в 1834 г., в Шри-Ланке ≈ в 1842 г., в Грузии ≈ в 1847 г.). Но вместе с тем нельзя не заметить, что столь высокое повышение урожайности наряду с научными вкладами на практике порой происходят и за счет интенсификации сбора чайного листа. 
Сбор чайного листа ≈ наиболее ответственный момент в процессе производства чая. От правильного и своевременного его выполнения зависят урожайность плантации, качество сырья и готовой продукции, жизнеспособность и долговечность самого растения. Исследование сырья, полученного при отдельном сборе только двух или трехлистных флешей и совместном их сборе, показало следующее: сбор только двулистных флешей дает самое высококачественное сырье, однако урожай снижается до 20 процентов и производительность труда падает на 40 процентов. Такой способ сбора можно применять при заготовке сырья для приготовления чая высшего 
качества. 
Сбор только трехлистных флешей повышает урожай, но качество готовой продукции при этом немного снижается. 
Известно, что усиленным жестким сбором достигается повышение урожайности в первые три-четыре года, однако в дальнейшем чайный куст истощается и ослабевает, урожайность уменьшается. 
Ученые и специалисты, работающие для чайной отрасли как у нас, так и за рубежом, хорошо знают (понимают), что увеличение площадей под чайные плантации не может быть бесконечным. Закладка новых и замена существующих плантаций ≈ дело непростое и нескорое. Первый урожай сортового чайного листа собирают после того, как кусты хорошо сформируются, на третий-четвертый год сбора урожайность условно составляет 10-25 процентов полновозрастной плантации. В дальнейшем ежегодно урожайность увеличивается на 15-20 процентов и лишь только на шестой-седьмой год эксплуатации насаждения достигает 100 процентов. Плантации наиболее продуктивны в течение первых сорока лет. 
Если применяется жесткий сбор, то, как показывает практика, чрезмерная эксплуатация чайных кустов вызывает преждевременное исчерпывание биологических ресурсов чайного растения, преждевременное старение, снижение урожайности и, что самое главное, снижение качества чайного сырья и готовой продукции. 
О нынешнем состоянии чайных плантаций мира известно мало. Однако сведения, которые иной раз появляются в прессе по отдельным регионам, не очень обнадеживающие. Так, например, судьба чайных плантаций "Дарджилинга". Их средний возраст ≈ 100 лет. Правда, правительством Индии за последние годы принимаются энергичные меры по исправлению ситуации, однако для этого требуются время и большие капиталовложения. 
Для того, чтобы выяснить в каком состоянии находятся чайные плантации основных чаепроизводящих стран мира, необходимо произвести инвентаризацию, установить их возраст, состояние и разработать соответствующие меры по их обновлению и закладке новых чайных плантаций. 
Все это хорошо, но поучительный опыт в этом отношении накоплен в чайной отрасли Грузии. Под лозунгом максимального удовлетворения населения чаем отечественного производства и сокращения расходов на закупку его за рубежом в Грузии были допущены многочисленные нарушения технологии сбора и переработки чайного листа. Это оказало самое губительное воздействие на основные показатели качества чая ≈ вкус и аромат настоя. К сожалению, некогда всемирно известный грузинский чай ныне остался лишь в памяти старожилов. А ведь лучшие сорта грузинского чая еще не так давно славились не только в стране, но и за рубежом. Поэтому глубоко укоренившееся мнение о том, что Грузия не может производить чай высшего качества, на мой взгляд, совершенно несостоятельно. 
Пренебрежение качеством чая в погоне за прибылью может стать причиной того, что потребитель окончательно потеряет интерес к этому прекрасному напитку не только в России, но и во всем мире. 

Как видно из вышеприведенных данных ((граф. G5.eps), валовой сбор чайного листа в Грузии в 1987 году составлял 596 тыс. тонн и по сравнению с 1975 годом вырос на 261 тыс. тонн или на 78 процентов. Что касается площади чайных плантаций, она практически не менялась, оставалась на одном и том же уровне. 
Среди известных агротехнических мероприятий, влияющих на повышение урожайности чайных плантаций, важное место занимает увеличение густоты посадки чайных растений. 
Однако сгущение кустов на плантации вызывает повышение урожайности и улучшение качества чая только на сравнительно молодых плантациях. На этих же плантациях через 17 лет несколько снижается урожайность и качество чая. 

Урожайность чайных плантаций в зависимости от густоты стояния растений, кг с Га (граф. G12.eps) 

Резюмируя все вышесказанное, можно заметить, что увеличение сбора чайного листа в основном произошло за счет интенсификации сбора. В результате 55 процентов чайных плантаций Грузии в настоящее время требуют обновления (граф. G6.eps) 

Обо всем этом мы говорим с единственной целью ≈ чтобы еще раз подчеркнуть, на сколько тонким, ранимым, деликатным продуктом является чай, с какой осторожностью и с каким уважением надо относиться к нему на любой стадии: начиная с выращивания чайного растения и сбора листа и заканчивая потреблением этого волшебного напитка. 
Кстати, за последние годы были приняты серьезные меры по реабилитации и возрождению чайной отрасли в Грузии. Многие зарубежные фирмы активно участвуют в этом деле. 
Достоинства чая зависят от бесконечного ряда условий. Лучший чай дает куст лучшего сорта, растущий в лучших почвенно-климатических условиях, при лучшем уходе. Да если к тому же собрать урожай в лучшее время сезона, в лучшие часы дня, при лучшей погоде, из лучшей части лучших побегов, потом переработать его наилучшим способом по оптимальной технологии. 
Начиная с пятидесятых годов, стала широко применяться технология СТС. В переводе с английского эта аббревиатура буквально означает: измельчение, разрыв, закручивание, что отражает основные этапы производственного процесса. С переводом чайной отрасли на технологию СТС практически произошли революционные изменения качества чая. Чай типа СТС дает интенсивный цвет настоя, имеет более терпкий вкус, и по внешнему виду (уборке) он настолько отличается от привычного нам байхового чая, что, если бы в начале века потребителю предложили чай типа СТС, он не поверил бы, что это действительно чай. 
И сегодня большинство любителей в России предпочтение отдают чаям ортодоксальной технологии ≈ листовым. В отличие от потребителей в Англии, россияне в чае, в первую очередь, ценят тонкость вкуса и аромат. Англичане (и многие другие) от чая требуют темный цвет, большую крепость и терпкость настоя. Они пьют чай преимущественно с молоком. 
Мировое производство чая типа СТС растет очень быстрыми темпами. В 1997 году оно достигло 87,9 процентов от общего объема производства ведущих чаепроизводящих стран. А к концу века, по мнению экспертов, его производство достигнет 90 процентов. 
Технология СТС решила многие проблемы чайного рынка. Когда в мире возросло потребление чая, возможности удовлетворения спроса при использовании традиционной технологии производства были крайне ограничены. Традиционная технология типа "Ортодокс" использует лишь нежные части чайного куста. Раз в 10-12 дней сборщицы чая срывают только свежие побеги ≈ почку и три листа. По технологии СТС к ним добавляются четвертый и пятый листы. Таким образом, используются и огрубевшие фракции, что значительно увеличивает количество сырья. Выход готовой продукции увеличивается на 10 процентов. На 40 процентов уменьшаются затраты труда, на 20 процентов расход электроэнергии. Если учесть еще и экономию упаковочных материалов, себестоимость продукции снижается на четверть. 
Создание такой технологии безусловно большое достижение. По мнению многих производителей чая она несет выгоды и производителям и потребителям чая. 
Но тут возникает много вопросов. Не стало ли качество чая жертвой количества и экономических выгод? Есть ли необходимость полного перевода мирового чайного производства на технологию типа СТС? 
Рост производства чая за счет интенсификации сбора чайного листа и технологических процессов, с одной стороны, дело хорошее, но не может быть бесконечным. 

ВОЗЬМЁМСЯ ЗА РУКИ, КОЛЛЕГИ
Преодолеть трудности чайной отрасли возможно лишь сообща, всеми заинтересованными организациями и лицами, занимающимися сегодня чайным бизнесом. В настоящее время в России с трудом, но все же идут работы по созданию единого некоммерческого координационного центра. Процесс объединения необходимо активизировать. Надо освободиться от недоверия друг к другу ≈ самого большого препятствия к объединению, и всем вместе войти в ХХ1 век. 
Созданному координационному центру необходимо было бы установить тесные связи со всеми мировыми чайными компаниями и ассоциациями для решения чайных проблем не только российских, но и в мировых. 
Для этой цели в начале было бы целесообразным под эгидой Чайной Ассоциации России, ФАО и других заинтересованных сторон организовать в Москве специальную информационную встречу с широким привлечением научно-исследовательских институтов, ученых, производителей, работающих в области чая, и для выработки общей стратегии определить тематику международного форума на тему "Чай накануне ХХ1 века". 
Необходимо разработать и подготовить предложения по сбалансированию процесса производства и потребления чая, путем регулирования деятельности стран ≈ экспортеров и стран импортеров, с целью создания оптимального баланса мирового спроса и потребления чая. Так же подготовить предложения по улучшению качества чая ≈ качество сегодня определяет спрос и потребление. 
Необходимо представить каким путем в ближайшие 20, 30, 50 лет ХХ1 века пойдет развитие чайной отрасли. 
 
В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ
  чай tea teaсанрайз tea чай tea индийский цейлонский sunrise indian tea ctc bop шри-ланка чай кофе tea продукты кофе индийский импортер индийский tea фасованный чай индийский чай цейлонский tea чай продукты чай чайный напиток питания бакалея специи чай перец молотый чай специи кофе tea бакалея чай индийский гранулированный листовой чай BOP CTC бакалея чай специи чай tea перец молотый tea sunrise чай индийский